Мои маяки и створные знаки
|
|
Маяк - это дневной и ночной навигационный ориентир, представляющий собой капитальное сооружение, преимущественно башенного типа, отличительной формы и окраски со светооптическим аппаратом и источником света; постоянно обслуживается личным составом.
История изобретения маяков уходит корнями в глубокую древность, когда люди начали использовать костры, факелы и другие источники света для указания направления и помощи мореплавателям. Первые маяки появились в Древнем Египте, где фараоны строили огромные пирамиды, которые также служили маяками для кораблей.
Одним из самых известных маяков древнего мира являлся Фаросский маяк в Александрии, построенный в III веке до н.э. Он являлся одним из семи чудес света и представлял собой огромную башню высотой около 135 метров.
Створ - система нескольких соответственно расположенных на местности маяков, знаков или огней, предназначенная для обеспечения сравнительно узкой зоны (полосы или сектора), безопасной для плавания.
Створные знаки устанавливают в прямых участках судового хода. Створных знаков всегда два, один ближе и ниже, другой - дальше и чуть выше. Каждый створный знак представляет собой щит белого цвета с вертикальной полосой. Если с капитанского мостика один знак видится над другим, а еще лучше - вертикальные линии совпадают - значит судно находится в фарватере. Ночью ближний створный знак горит постоянным светом, а дальний - мигает.
Новосибирск
Маяк-светофор, регулирующий вход в канал, который ведёт к трёх-камерному шлюзу, обеспечивающему судопропуск в створе Новосибирской ГЭС. Является единственным судоходным шлюзом за Уралом. К слову, шлюз - это сооружение на реке или канале для пропуска судов при разном уровне воды на пути их следования, состоящее из камеры с воротами.
Кронштадт
Задний створный знак Кронштадтского рейда. Был важен до окончания строительства дамбы, защищающей Петербург от наводнений, так как вел корабли в кронштадский порт.
Северный маяк восточных ворот судопропускного сооружения С1:
Выборг
Сайменский канал - судоходный канал между озером Сайма в Финляндии и Балтийским морем. Построен в XIX веке. Общая протяжённость 57,3 километра, Финляндии принадлежат 23,3 километра, России - 34 километра. Российская часть канала и прилегающая территория арендуются Финляндией. Максимальная пропускная способность за навигацию - 11,5 тысячи судов в обоих направлениях. Канал был важным транспортным путём для промышленности восточной Финляндии - это единственный водный путь в Балтийское море из внутренних вод страны.
Задний створный знак Сайменского канала
К сожалению, по переднего створного я не дошла.
Балтийск
Балтийский маяк (Маяк Пиллау) - самый западный маяк России. В 1816 году строительство маяка было полностью завершено. Огонь на нём разводили с помощью сжигания масла, позже его заменили на керосин. Со временем маяк стал освещать не только морские просторы, но и материковую часть, а уже в начале XX столетия на сооружении установили электрические лампы.
В ходе Великой Отечественной войны маяк почти не пострадал внешне, но его внутренние механизмы были уничтожены отступающими немецкими солдатами. Советская армия заняла город в апреле 1945 года. Их флоту требовалось навигационное сооружение в районе Балтийска, поэтому было решено восстановить маяк. Обновлённый объект начал свою работу в 1955 году. К уже существующему маяку были достроены складские помещения, а также установлены дополнительные оптические приборы. Сейчас высота маяка достигает 33,2 м над уровнем моря, а его дальность работы - 25,7 км.
После осмотра маяка Пиллау я направилась на Балтийскую косу, замыкает которую Южный мол. Южный и Северный молы были построены в XVIII-XIX вв. для защиты от непогоды фарватера входа в гавань Пиллау, а также предотвращения размыва и обмеления пролива и заносов его песком.
3 сентября 1887 года на северо-западной оконечности Южного мола, так называемой "голове", был построен навигационный знак, представлявший собой восьмиугольную в плане башню с огнем зеленого цвета. Навигационный знак Южного мола указывал заходящим в пролив судам правую границу безопасного сектора фарватера.
Южный мол без существенных повреждений пережил Первую и Вторую мировые войны, в послевоенное время навигационный знак в "голове" мола был разрушен, в настоящее время на оконечности Южного мола установлен новый металлический навигационный знак с огнем зеленого цвета.
Северный мол построен в 1840-1883 годах. На Северном моле установлен навигационный знак с огнем красного цвета.
Маяк на Южном моле
Северный мол и маяк
Севастополь
Херсонесский маяк - действующий маяк на мысе Херсонес полуострова Крым. Административно относится к городу Севастополю и расположен в самой западной его точке. Железобетонная башня маяка, высотой 36 м, облицована белым инкерманским камнем. Дальность действия маяка 16 миль. Цвет огня — белый. Мощность лампы — 1 КВт. На маяке также установлен радиомаяк КРМ-30, который обеспечивает дальность действия свыше 150 миль. В ночное время здание маяка дополнительно подсвечивается с трёх сторон.
Херсонесский маяк построен в 1816 году. В тот же год был построен маяк-близнец по тому же проекту - Тарханкутский маяк, который я мечтаю посетить. В годы Великой Отечественной войны у маяка погибли последние участники обороны Севастополя. До последних дней обороны маяк указывал путь советским кораблям и судам в город. Здесь же, у маяка, закончилась Крымская наступательная операция. В годы войны башня маяка была разрушена и восстановлена в 1950-51 гг.
Петергоф
Необходимость устройства на данной территории маяка обсуждалась ещё в середине XIX в. Согласно выписке 1854 г. из дела «Об устройстве маяка на Петергофской гавани», управляющий Морским министерством великий князь Константин Николаевич писал: «Возвращаясь в ночное время из Кронштадта в Петергоф, я убедился, что Петергофская гавань, для приближающихся к ней судов, освещена весьма дурно». Южный маяк дошёл до нашего времени с 1887 г. без существенных изменений.
Петергофский южный маяк
Калининград
В середине прошлого века по заказу советского флота в городе Турку построили два корабля-маяка. Один из них курировал навигацию опасных участков Ирбенского пролива, разделявшего Эстонию и Латвию. Длина корабля-маяка составляла 43 метра, высота металлической маячной мачты — 17,5 метров от поверхности воды.
Более двадцати лет плавучий маяк верой и правдой служил морскому флоту, оберегая проход кораблей. А когда в Ирбенском проливе построили стационарное сооружение — уникальное судно ушло на заслуженных отдых. После десятилетий забвения корабль-маяк Ирбенский отреставрировали и поставили на стоянку в Калининграде. На его борту сегодня открыт Музей мирового океана.
Главный калининградский маяк построен в 2006 году в одной из самых популярных туристических локаций - Рыбной деревне. Круглая башня высотой 33 метра находится среди комплекса зданий, стилизованных под старинные дома Кёнигсберга, и напоминает белокаменные европейские сооружения периода Средневековья. Маяком никогда не был.
Как мало маяков я посетила, как много маяков ждёт впереди!
Маяки России, которые мне нужно посетить:
- Осиновецкий маяк, Ленинградская область
- Стороженский маяк, Ленинградская область
- Маяк Эгершельд, Владивосток
- Заброшенный маяк Анива, остров Сахалин
- Маяк Гамова, Приморский край
- Маяк Рудный на мысе Бринера
- Тарханкутский маяк, Крым
- Еникальский маяк, Крым